Информационные партнеры Фестиваля:





















































История Надежды Константиновны

Гренадер. Вы помните такое слово? А егерь? Кирасир? Теперь у нас другие герои и дети играют даже не в солдатиков. Но это не плохо. Хуже другое – когда забываются история и семья.

Показанный театром-студией «Игра» и «Студией юного актера» под руководством Андрея Защеренского и Галины Ревкович спектакль «Сказки старого гренадера» рассказывает историю в истории. На первый план выходит война 1812 года. Повествуется о несчастиях русской армии и народа, и лично старого фельдмаршала Кутузова. Фигура полководца – ключевая. И не просто из-за того, что Михаил Илларионович заставил французов «конину жрать», а потому что история главнокомандующего армией рассказывается и показывается Надеждой Константиновной Кутузовой, ее сыном, снохой, внуками и друзьями внуков.

Надежда Константиновна дальняя родственница графа и учитель истории на пенсии. Блюсти честь семьи, сохранить преемственность поколений и позаботиться о внуках – главные вещи в ее жизни. Конечно, она очень опечалена тем, что нынешние дети, как говорится, уже не те. Сидят по углам и «у каждого своя игра», как она говорит со сцены, имитируя жестами игру со смартфоном. Впрочем, она скоро поменяет свое мнение.

Надо сказать, что взрослый человек вряд ли найдет «Сказки старого гренадера» интересными, он даже может презрительно фыркнуть: «Клоунада». Но в том то и дело, что спектакль создавался для детей и именно через живую игру, интерактивность, азарт и комичность актеры вовлекают ребенка. Вот ты видишь скучную, слегка зацикленную на происхождении старую учительницу истории на пенсии, а через секунду это уже фельдмаршал; стереотипные внуки-подростки? Нет! Гусары! А вместо пушек – стулья.

Основные моменты войны отыграны на сцене: отступления без боя, которым возмущаются внуки; жадные помещики, не желающие по началу помогать армии; дубина народной войны.

Кульминацией спектакля является Бородинское сражение. Красный свет, громыхающая музыка, звуки выстрелов, трясущиеся колени и мурашки по коже у зрителей, когда мимо пробегают адъютанты. После Бородина сожжение Москвы, Тарутинский маневр, преследование врага.

Затем, конечно, отставка Кутузова. Уход Бабушки, иными словами, всем жаль, но надо прощаться. Она стара, скоро ее не будет и внуки должны помнить те уроки и заботу, которые она им преподнесла через свои истории, рассказы в постели, игру.

Помимо этого, «Сказки старого гренадера» говорят о том, что история не должна быть предметом памяти небольшой группы людей (в спектакле это семья Кутузовых), но ее должны чтить все. «Сказки» завершаются объединением молодых людей, всех тех, кто принимал участие в реконструкции войны на сцене, а это не только внуки Надежды Константиновны; преемственность поколений должна быть не в масштабах семьи, а в масштабах страны, общество должно помнить свою историю. На сцене хором кричат: «Мы – Кутузовы».


Из первых уст:
Галина Ревкович, руководитель «Студии юного актера»

«Подготовка к спектаклю началась, когда отмечался двухсотлетний юбилей победы над Наполеоном. Мы нашли очень интересные рассказы советского писателя Сергея Алексеева и в начала мы просто раздали их детям и каждый рассказывал что-то свое, но постепенно материал нас очень сильно увлек и мы поняли очень важную вещь: в отличие от войны 1941 года, где было много всего (настоящий героизм на передовой, но в то же время приказ «Ни шагу назад» со Сталинскими лагерями), здесь поразила чистота духа, искренняя любовь и готовность к самопожертвованию. И мы подумали, что может быть тема 1812 года более глубокая и нужна не только в юбилейный год. Нам также была важна тема разницы поколений, разрушения семьи. Мы перешли к ней через войну 1812 года. За изучением истории семья объединилась – вот что важно! Я думаю, что у детей, посмотревших спектакль, что-то останется. Мы попробовали передать информацию с юмором, разнопланово. Может быть они не поняли, кто Вольцоген, кто Барклай-де-Толли, а кто Багратион, но может им стало интересно? Может они почитают про это? Бородино идет каждый день, пусть не всегда с оружием в руках. Наш коллектив обитает во дворце культуры, это наш дом. Мы существуем там 20 лет. Сейчас везде стали появляться посты охраны. И, казалось бы, хорошо – нас охраняют от терроризма. Но как они нам мешают жить… Люди дорвались до власти. Я пытаюсь им доказать, что мы – театр. Мы не можем существовать по расписанию: четко от пяти до шести. Вот мое Бородино – это борьба с хамством, воинствующим дилетантизмом».

Сергей Алумов, ТС

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля
 

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2018 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика