16 сентября в ЦДРИ состоялись заключительные показы спектаклей в рамках фестиваля "Русская драма". Финальный аккорд, вобравший в себя творения трех московский театральный коллективов, поразил зрителей своими контрастами: жизнь и смерть, мечта и реальность, потеря и обретение, правда и ложь, смех и слезы…
Вот уже в зале мерно гаснет свет, и вдруг во мрак под бесщадные звуки автоматной очереди на сцену врываются человеческие фигуры, облаченные в черные одежды. Последние силы их покидают, и они обрушиваются на сцену так, что под зрителями сотрясается пол, содрогается земля, с которой вверх по всему телу устремляется заряд, сравнимый с электрическим, - заряд мурашек. Эта сцена символизирует конец - конец жизни героев, в то же время именно ей начинается постановка Мюзикл-театра "Монотон" под руководством Дмитрия Сергеевича Вопилова, основанная на поэме Р. Рождественского "Реквием".
Как верно отметили зрители, это был не спектакль, а скорее, хореографически-поэтический перформанс. Благодаря искусному использованию сценического пространства и точным по эмоциональной выразительности движениям, актеры стали живой иллюстрацией известных, незабвенных строк великого поэта-шестидесятника. Нельзя не сказать про символику цвета в постановке – это и красный флаг, развивающийся над фронтовиками, выставившими вперед кулак в знак готовности к сражению за родину, и полотно белого цвета, появление которого сопровождалось радостными девичьими улыбками от осознания подлинной ценности мира без войны. Также одним из символов спектакля стала красная скакалка, сначала завлекающая в свою веселую круговерть, а потом приставленная к горлу. Композиционное единство театрального действия создается за счет хора актеров: наполняясь скорбящими напевами, постановка начинает восприниматься как единая, общенародная молитва памяти.
Второй работой, представленной публике, стала "Женитьба Бальзаминова" по пьесам Островского в постановке театральной студии "Творчество" под руководством Марины Геннадьевны Жалниной и Галины Александровны Дударь. Спектакль, очарование которого главным образом кроется в юном возрасте участников труппы. Ну как не прийти в умиление, услышав из уст Капочки, белокурой девочки с застенчивой улыбкой, с розовыми бантиками на голове да в платьице в цветочек, реплику с придыханием: "Я всегда боюсь мужчин, особенно в кого влюблена". Однако молодость актеров ни в кой мере не умаляет их таланта. Конечно, стоит отдельно отметить сценическую речь: насколько тонко были сняты фонетические особенности Устиньки, которая, по ремарке самого Островского, "немного картавит", какой заразительный смех был у Маланьи, что ее хохот тут же отозвался эхом в зрительном зале, с какой убедительной интонацией (и взглядом) просит Нил Борисыч орешков пощелкать. Роль Акулины Гавриловны исполнила столь колоритная артистка, что все ассоциации со спектаклем невольно приводят именно к ее образу. Было интересно наблюдать за взаимодействием героев на площадке, например, в эпизоде встречи Бальзаминова и Капочки. Тихо садятся они на разные углы лавочки, заводят незамысловатый разговор, по мере которого, как птенчики, подсаживаются друг к другу поближе, застенчиво мотают головой, все больше становятся овеянными любовным трепетом. Яркие костюмы и гармонично сосуществующие на сцене декорации делают пьесу еще более привлекательной, тем более для маленького зрителя. К слову, актер, исполнивший роль Бальзаминова, внешне напомнил мне выпускника школы-студии МХАТ, актера театра "Ленком" Антона Шагина, известного по фильму "Стиляги". Поэтому из-за витающего в воздухе куража актеров и цветастых (хоть и характерных для определенного исторического времени) нарядов меня не покидало ощущение, что герои вскоре закружатся на сцене в ритме "буги-вуги".
Поистине впечатляющим финалом этого вечера можно назвать спектакль "Большая меховая папа" в постановке театра-студии "Дверь" под руководством Екатерины Валерьевны Мироновой! Этот спектакль прежде всего ценен тем, что в нем дети играют не взрослых! Дети исполняют роли детей, то есть тех, кто явно им ближе героев Островского. История о детях, обделенных родительским теплом и заботой, вышла за грани детского спектакля, войдя в сердца взрослых зрителей. Что делает этот спектакль теплым, мягким, светлым и ни разу не заставляет усомниться в действительности всего происходящего? Во-первых, это, безусловно, игра актеров. Сложно выразить словами то, за счет чего ребятам удается добиться такого правдоподобия, – это нужно видеть! В мимике, интонациях, жестах, во взгляде, даже в обычном вздохе – во всем (особенно у Чмокина; роль исполнил Степан Пучин) читается история героев, то, через что им пришлось пройти в жизни, притом, что это прошлое на сцене никак не показывается. Во-вторых, музыкальный ряд, об удивляющем многообразии которого можно судить уже только по объединению популярной "Knockin' on Heaven's Door" Боба Дилана с композициями Алины Орловой в жанре фолк-поп. В-третьих, интересная сценография, продуманный до мелочей свет, благодаря которому передается движение поезда или той же лодки! Однако сильнейшим моментом спектакля стала, конечно же, сцена встречи с отцами. С какой любовью ребятишки побежали обнимать своих пап, а те подхватывали их, сажали на плечи! Несомненно, закольцованность композиции спектакля только добавила трогательных нот: в начале спектакля мы видели детей на уроке английского языка, которые по очереди поднимали таблички с фразами про незнакомого им, непонятного, абстрактного "Mr. Brown", а в финале таблички поднимают уже отцы – родные, настоящие, долгожданные, "защищающие", "всё чинящие" и "читающие на ночь". По атмосфере в зрительном зале было очевидно, что данный спектакль точно никого не оставил равнодушным.