Статья из журнала "Человек. Культура. Город" - январь 2011
В помещении театра «Камерная сцена» состоялся XII Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма».
Читателям нашего журнала уже знакомы организационные основы этого фестиваля. Они не изменились, поэтому здесь лишь коротко обозначим основные сведения. Учредители - Правительство Москвы, Московский театр русской драмы «Камерная сцена» и другие организации России и Москвы, связанные с культурой и образованием, а также Русская Православная Церковь. В жюри вошли режиссёры, актёры, театроведы, священники. Задача фестиваля - утверждение через творчество высших духовно-нравственных идеалов.
В Москву прибыли 12 лучших спектаклей, отобранных из сотни просмотренных по видеокассетам, присланным из разных городов России, и около 200 исполнителей преимущественно старшего школьного возраста - посланцев различных театральных студий при школах, лицеях, центрах детского творчества, производственных организациях.
Для приехавших молодых актёров пять дней фестиваля стали временем не только творческих волнений, но и ярких впечатлений от знакомства с городом, друг с другом, встреч с актёрами - народными артистами России 3. М. Кириенко, М. А. Ножкиным, заслуженным деятелем искусств России М. Г. Щепенко. Гости жили в помещении Международного детского центра, где были созданы все условия для отдыха и общения.
Пробежимся вкратце по спектаклям фестиваля, обозначив их темы и художественные особенности.
Фестиваль был проведён в честь (55-летия Великой Победы, и поэтому, естественно, значительная часть работ была посвящена этой теме). В её раскрытии заметен переход от бытовавшего ранее непосредственного изображения боевых событий к их осмыслению через взгляды наших современников, судьбы людей, ныне живущих, но опалённых войной. В средствах изображения возрастает роль притчей, метафор, поэтических образов. Именно такой подход позволяет нынешнему поколению прийти к более глубокому осмыслению трагедии войны.
Эта задача была поставлена перед спектаклем «Что такое война» (А. Борисов, Якутск). По сюжету пьесы для ответа на поставленный вопрос молодёжный театральный коллектив проигрывает военные эпизоды, чередуя их со стихами о войне. Они прочитываются так проникновенно, страстно и естественно (А. Крымов и др.) что становятся ударными эмоциональными центрами спектакля, и через них зрительный зал ощущает подлинное дыхание войны. К сожалению, спектакль не избежал режиссёрских погрешностей, что помешало ему получить высокую оценку жюри.
В спектакле «Марьино поле» (О. Богаева, г. Остров, Псковская область) трагедия войны раскрывается через притчу о трёх женщинах, до сих пор не забывающих своих любимых, не пришедших с фронта, и верящих в их чудесное возвращение. Здесь глубокая неизбывная человеческая боль, над которой время не властно. Молодые исполнительницы сумели преодолеть свой возраст, найти своеобразные черты характеров у своих героинь, достичь стилевой целостности спектакля, за что он и получил звание: лауреата фестиваля. Все три актрисы (В. Бородинская, О. Морозова, Е. Андреева) были отмечены в номинации «За лучшее актёрское трио».
Аналогичная тема прозвучала в спектакле «Семь Мисок, семь ложек» (пьеса Н. Семёновой, Астрахань). Здесь героиня в наши дни продолжает накрывать на стол для своих не вернувшихся с войны родных. Спектакль был отмечен в номинации «За сценический поиск образа русской женщины».
Одной из лучших работ, связанных с военной темой, явился спектакль «Далёкие зимние вечера» о жизни деревенской семьи в глубоком тылу (инсценировка по рассказам В. Шукшина, г. Руза, Московская область).
Со сцены веет теплом сельской избы и простых, а потому глубоких человеческих отношений. Основные исполнители - мать (Н. Ермакова), сын Ванька (К. Сергачёв), дочь Галя (К. Шнайдер) - предельно искренни, обаятельны, точны в своём сценическом поведении. Это актёрское трио жюри справедливо отметило специальной номинацией «За создание атмосферы семьи». Замечательным, очень смешным было исполнение эпизодической роли деда (А. Яблоков). На сцене небольшой мальчик в зимней одежде старика, в очках, но без грима. Слова, произносимые им (вроде «Пойду к своей бабе»), движения совсем не вяжутся с видимым реальным возрастом исполнителя, и это вызывает гомерический смех в зале. Однако актёр выдерживает серьёзный тон и в результате награждается номинацией «За лучшее исполнение роли». Спектакль получил звание лауреата фестиваля.
Другая картина «мирной» жизни в тылу показана в постановке «Далёкие близкие звезды» (Краснодар, инсценировка по рассказам А. Приставкина «Трудное детство»), получившей высшую награду фестиваля - Гран-при. Детдомовцы, голод. Тревога за воюющих отцов. Детство оборвано. Наступило время раннего возмужания и духовного становления. На сцене дети помогают друг другу, сочувствуют, проявляют милосердие, готовы на жертвы. Все исполнители предельно правдивы, искренни, и это трогает зрителей.
Обращение к теме войны в перечисленных спектаклях показывает, что она по-прежнему волнует молодёжь.
И она её чувствует, способна находить в ней свои краски и с искренним трепетом воплощать.
Злободневная тема о калечащем душу влиянии денег прозвучала в двух спектаклях - «Последний звонок» (Ю. Аверина, Москва) и «Птицы» (по пьесе С. Бариновой, Хабаровск). По сюжету они близки. Театральные коллективы, добившись успеха, получают деньги, с которых и начинаются все неприятности. Спектакль «Последний звонок», как более цельный в художественном отношении, был отмечен номинацией «За лучшую постановку современной пьесы».
Неожиданным и приятным сюрпризом оказался спектакль «Варшавская мелодия» (г. Лисаковск, Казахстан), в котором тепло и ярко прозвучала тема любви. Пьеса давно всем знакома по блестящему исполнению великих актёров, но смотрелась с живым интересом. Живая игра исполнительницы роли Гели (Д. Уябаева) дышала морем обаяния. Именно она вела за собой партнёра и весь спектакль. Как актриса, так и вся постановка были отмечены в специальных номинациях.
Психологическую разрядку принёс детский спектакль «Коротышки в сказочном городе» (по книге Н. Носова «Незнайка». Омск). Это отлично костюмированный весёлый спектакль, разыгранный младшими школьниками и подростками. На сцене царила атмосфера светлой детской радости и юмора. Всё действие организуют прекрасно двигающиеся, звонкие девочки-коротышки (А. Таран и Е. Тевелевич). В центре событий - обаятельный фантазёр малыш Незнайка (В. Билык) хлопочет маленький толстячок Пончик (Д. Драир), неподражаемо грациозна Кнопочка (А. Горюнова). Все дети составили прекрасно сыгранный ансамбль. Неслучайно именно этот спектакль был награждён детско-юношеским жюри в номинации «Самый солнечный спектакль фестиваля».
А вот детско-юношеский коллектив, приехавший из Астрахани, своим спектаклем «Кошачий Декамерон, или Кто сказал "брысь"?» (В. Зимин) проявил себя борцом за справедливость. Герои и героини - обычные брошенные кошки, обосновавшиеся на чердаке. Но у каждой из них свой характер, своя судьба, и все они - жертвы человеческой жестокости и несправедливости. Постановку отличает особая музыкальность, чёткая динамичная пластика. Она трогает своей человечностью. Все исполнители успешно справились со своими ролями, однако жюри особо выделило Я. Зюрова за роль кота Плутона.
Все спектакли фестиваля школьных театров «Русская драма» так или иначе говорят о самом главном - о нравственности, любви, милосердии. В одной из постановок прозвучал такой призыв: «Наполним наш дом любовью». Наверное, именно эти простые, но очень важные слова и определяют сверхзадачу этого форума.
После итогового совещания жюри наступило время торжественного объявления результатов фестиваля. Первым свой «приговор» выносит «детско-юношеское жюри» и щедрой рукой раздаёт подарки и присваивает награды в различных номинациях (часто с поэтическими названиями - «Домашний очаг», «Пронзительная нота», «Трогательный дуэт», «Самый солнечный спектакль»). Далее за дело принимается взрослое жюри. Его решением один спектакль получает Гран-при, два удостаиваются званий лауреатов, восемь награждаются отдельными номинациями, три получают дипломы участников. И ещё тринадцать наград достаются лучшим исполнителям. В результате так или иначе все были отмечены наградами и ушли с радостными лицами. Так и должно быть на подобных фестивалях.
В заключение хочется высказать благодарность главному основателю, организатору и художественному руководителю фестиваля, заслуженному деятелю искусств России М. Г. Щепенко. Это воистину подвижнический, бескорыстный труд во имя духовного становления нашего юного поколения. Но фестиваль вообще бы никогда не состоялся без постоянной организационной поддержки и прямого финансирования со стороны Правительства Москвы при личном участии Л. И. Швецовой. Забота о молодых талантах, их отбор по всей России - это ли не одно из важнейших дел для нашего города.
Евгений КОНЮШКОВ