Информационные партнеры Фестиваля:





















































Автор: Мария Дятлова

О правде, детях и школьных театрах

6 ноября 2010 завершился XII Фестиваль школьных театров «Русская драма». 248 участников фестиваля - ребята и руководители творческих коллективов - стали гостями театра «Камерной сцены».  А это ни много ни мало - 12 коллективов из Хабаровска, Омска, Якутска, Лисаковска, Краснодара, Зеленограда, Астрахани, Острова, Рузы, Санкт-Петербурга и Москвы, ставшие победителями первого конкурсного тура фестиваля, который прошёл во всех регионах России и некоторых странах ближнего зарубежья.

Сказать, что на первый спектакль я шла с добрым сердцем и без обычного скепсиса по отношению вообще к любому виду современного перфоманса, - значит соврать. Что могло представляться мне: шумные дети в гардеробе, буфете, зале, беспокойные родители и художественные руководители, то и дело пересчитывающие своих подопечных, вопли из гримерок, где девочкам туго заплетают косы, а мальчикам повязывают галстуки,  и сомнительного качества спектакли, предназначенные разве что для мам, пап и проверок из районного отдела образования. Что получила я в итоге? Ценный урок не делать поспешных выводов и этакую оплеуху амбиций от ребят, которые младше меня лет на пять.

Теперь я со всей уверенностью могу говорить о том, что школьные драматические кружки - это ни принудительные  занятия для трудных подростков, ни попытка родителей приобщить ребенка к прекрасному или инициатива учителей литературы на пенсии, а вполне осознанная потребностей детей к самовыражению. И дело не в том, что молодое поколение жаждет славы и признания, вовсе нет. Юный актер из Омска признался мне, что совсем не стремится в театральный институт, а собирается стать программистом. И пусть ему до одиннадцатого класса еще учиться и учиться, выбор свой он сможет еще поменять не раз. Гораздо важнее то, что мальчик осознает свою полезность и нужность. Без него бы не состоялся спектакль «Коротышки в сказочном городе», ведь Вова Билык сыграл там самого главного коротышку - Незнайку. Вова прижимает к груди остроконечную синюю шляпу своего героя и как-то очень по-взрослому объясняет мне, что в этой шляпе он Незнайка, а без нее - Вова Билык. Вот такая вот новая система Станиславского. Может быть, немного наивная и бесхитростная, но жутко обаятельная.  

Почему детям так хорошо удается играть детей? Неужели лишь из-за банального равенства в возрасте? Тогда почему не все взрослые способны хорошо играть взрослых? У меня есть свой ответ на эти вопросы (спасибо Фестивалю!). Я думаю, что чем старше мы становимся - тем меньше остается в нас искренности. Искренность, а не драмкружки, тренинги и занятия сценической речью делают нас убедительными, заставляют людей (или помогают им) поверить в наши слова. Детям, в отличие от взрослых,  принято верить по умолчанию. Но когда дети на сцене вдруг превращаются во взрослых, ну или почти во взрослых, когда проблемы у них серьезные, часто не решаемые, когда живут тяжело, а умирают взаправду, мне как зрителю впечатлительному становится не по себе от полной реальности происходящего. Вот ты сидишь в этом зале на сто двадцать человек - и уже не нужны ни очки для 3D-изображения, ни dolby-звук, ни спецэффекты, потому что для правды не требуются декорации.

Гран-при фестиваля завоевал спектакль  «Далёкие близкие звёзды» образцовой театральной студии «Живое слово» из Краснодара (рук. Осадчая Людмила Владимировна).  И это один из редких случаев, когда мнение жюри совпало с моим. Изумительно трогательная и вместе с тем очень сильная постановка. В основе - цикл рассказов Приставкина «Трудное детство», и сам спектакль, подражая цикличности первоисточника, построен по типу альманаха: небольшие эпизоды детдомовской жизни ребят, эвакуированных из Москвы в начале войны. «Въезжать» в концепцию постановки долго не приходится, хотя еще некоторое время смущают озвучиваемые самими героями ремарки, но и они, в конце концов, становится органичным дополнением действий и, скорее, смягчают и сглаживают суету на сцене. Все очень логично, последовательно, без лишних абстракций или вольных интерпретаций на тему Приставкина. Не приходится додумывать за режиссера или искать оправдания актерам, потому что все на своих местах. Коричневые в гармошку колготки - у девочек, фуфаечки и свитера с горлом - у мальчиков, красные платья - в честь победы, вальс - для молодого офицера, вырванные из книжек страницы - чтобы писать письма между строк, фотографии семьи в конверте - чтобы помнить. И так по крупицам собирается картинка, и каждый кусочек мозаики важен и одновременно абсолютно автономен и может выступать как самостоятельный сценический этюд.  Совершенно потрясающий эпизод о брате и сестре, о том, как они остались одни на свете, никому не нужные кроме друг друга. Каждый вечер старший брат приносит конверт с фотографиями семьи, чтобы сестричка не забывала родных, показывает и объясняет ей, что мама дома и болеет, папа на фронте «фрицов бьет», что есть у них довольно неплохая тетя, и скоро, очень скоро все они встретятся. Последняя фотография - брат с сестрой вместе, «Смотри: это - Людочка, и я!». Людочка, закутанная в шали и платки, смеется, хлопает в ладоши, радуется каждой встрече с далекими воспоминаниями о доме. Но проходит время - умирает мать, приходят сначала похоронка на отца, а затем отказ тетки взять себе ребятишек. И старший брат убирает фото, оставляя одно единственное: «Людочка и я». Словами не передать энергетики этой сцены, нельзя рассказать о чуть дрожащем голосе Даниила Павлова (брат), о его вымученной, почти гримасной улыбке, с которой он объясняет сестре - Настя Красовская - что фотографии с мамой, папой и тетей «затерялись», о том, как она повторяет это жуткое «затерялись» и лицо ее светится неподдельной радостью непонимания. Всего два стульчика в центре сцены, два ребенка, конверт с фотографиями, чтобы растрогать зал. Эмоциональное потрясение нужно измерять в мурашках. «Людочка и я» - мурашки по всему телу. Юношеское жюри также отметило этот эпизод как один из лучших, а актеры Даниил Павлов и Анастасия Красовская победили в номинации «Трогательный дуэт фестиваля». Пожалуй, «трогательный» не вполне подходящее слово, скорее - пронзительный. Пронзительными нотами наполнена и заключительная сцена с хором. Дважды исполняется финальная песня, и во второй раз приходит понимание всего спектакля. Наконец-то, обретаешь точку опоры, понимаешь, что подсознательно ты зацепился именно за тот крючок, на который тебя и цепляли режиссер и актеры. А зацепка довольно банальная, примитивная даже. Настолько примитивная, что под таким углом ты никогда и ни думал смотреть на проблему, вернее думал, но не вникал. Все дело в том, что Великая Победа для нас тех, кто ее не застал, кто не пережил военных лет, не потерял на войне родных, не вслушивался в каждое сообщение по радио, не получал заветных писем с фронта, для тех, для кого война - это День победы, парад на Красной площади, проникновенные стихи и песни, ветераны с орденами.  Для нас в Великой Победе есть лишь одна составляющая - «Великая» - и совсем нет Победы, которая далась нелегко. И даже за этим моим «нелегко» нет и малой доли понимания действительной тяжести, которая была в глазах, голосах, движениях и жестах актеров спектакля «Далекие близкие звезды».

Стоит ли говорить, что к школьным театрам теперь я отношусь иначе и что XIII Фестиваль я не пропущу ни при каких обстоятельствах? Наверное, нет. Надеюсь, что моих рекомендаций достаточно, чтобы в следующем году в Театре «Камерной сцены» и вы смогли увидеть чудеса, которые творят на сцене молодые и пока искренние таланты. До встречи там!

=============================

Комментарии к статье:

#1 Алексей Михайлович Залесский:
По-моему, рецензия удалась. Я много раз бывал на фесивалях школьных театров и писал про них рецензии, поэтому могу правильно оценить этот труд автора. Рецензия написана языком, не стандартным, как часто в таких слуачях бывает, а живым и свежим. Хорошо отражена атмосфера фестиваля, правильно оценен лучший спктакль. И цветные фото хорошо подобраны, они дополняют текст. Думается, что прочитав рецензию, неискушенный в этой области зритель заинтересуется фестивалями школьных театров и захочет посетить один из них.

#2 Юрий:
Здесь имею честь высказаться в качестве дважды участника режиссерской лаборатории Фестиваля "Русская драма". За статью - огромное спасибо Автору. Потому что "Русская драма"- явление уникальное и, на мой взгляд, все-таки недостаточно известное. Здесь действительно главный акцент - нравственное воспитание людей (не обязательно школьников, хотя это фестиваль школьных театров, просто школьники как раз тот народ, у которогое есть будущее и через них - надежда, что базовые нравственные и эстетические ценности станут все-таки главными составляющими нашей жизни) средствами театра и художественного слова. Скажу больше, хотя это мое личное мнение, - именно после того, что я в "Камерной сцене" видел, - я переболел и порвал с "новой драмой" как наиболее востребованного направления в современной драматургии. а ведь направление-то тупиковое! Когда со сцены главное: послать, все: и авторы, и зрители, и режиссеры с актерами - неизбежно оказываются именно там, куда традиционно посылают. Именно поэтому здесь не удержался и влезаю с таким длинным и эмоциональным комментарием: театр "Камерная сцена" и фестиваль "Русская драма" заслуживают очень пристального внимания - здесь происходит что-то, что можно рассматривать как положительный вектор развития российского театра. Без эпатажа, без пиара, без "пикантной" пошлости, без скандала. Спасибо Редакции, что заметили это явление, и очень большая просьба - обратить внимание и на следующий (13-ый) Фестиваль.

 

Источник статьи: Литературный журнал "Лампа и дымоход"

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля
 

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2018 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика