М.Г.Щепенко о IX фестивале школьный театров "Русская драма"
Закончился уже девятый Всероссийский московский фестиваль школьных театров "Русская драма". Вы организатор фестиваля и художественный руководитель театра, предоставляющего дом фестивалю. Что Вы можете сказать об итогах и уроках этого IX фестиваля и вообще об этом пути длиной в девять лет?
Действительно, это не просто какое-то отдельное событие - наш девятый фестиваль. Это достаточно органичный элемент общего процесса, общего движения. Уже во всей России знают направление нашего фестиваля и есть много приверженцев такого направления. Руководители многих коллективов пытаются осуществить как раз те цели, ради которых существует фестиваль, и не для того, чтобы подделаться под наш фестиваль, нет - за этим прочитывается тот духовный голод, который существует сейчас в сердцах и умах людей. Огромное желание у руководителей заниматься утверждением и развитием именно отечественной культуры. Протест против американизации нашей жизни, вестернизации нашего искусства - он достаточно велик. Мы обладаем великой, неповторимой культурой, и утрачивать такое богатство - это преступление. Поэтому мы стремимся обратить внимание тех, кто занимается театром, на корневые основы нашей культуры. И я воочию убеждаюсь, как близка руководителям театральных групп эта идея.
Наш фестиваль направлен и на поддержку любительского движения. Мы глубоко убеждены, что в любительстве таится очень большой заряд энергии, без которой театр делается неполноценным. Не случайно великие художники театра выходили из любителей. Любительство основано на практически бескорыстном служении театру. Вероятность возникновения истинного субъекта театрального искусства (каковым является коллективный художник) в любительских условиях гораздо выше, чем в профессиональном театре. Поэтому для нас очень важно поддержать это движение в условиях, когда денежные, рыночные отношения вторгаются, к великому сожалению, в область искусства, когда искусство покупается и продается.
Есть еще важный момент, который тоже понимают руководители коллективов. В меру наших скромных возможностей мы противопоставляем себя так называемой шоу-изации всего нашего театрального, телевизионного, культурного пространства. Потребность в развлекательном искусстве сейчас очень велика, и многие не осознают, что это опасный симптом. Чем хуже в духовном плане время, тем больше потребность в развлечениях. Мы не против развлечений, развлечение всегда в театре необходимо, но важна мера, важно, чтобы, как говорил Немирович-Данченко, в процессе развлечений возникал тот груз, с которым зритель уходит со спектакля. Таких спектаклей всегда было немного, но мы - именно за такие спектакли.
На протяжении многих лет Вы сталкиваетесь с молодыми людьми. Какими Вы увидели их сегодня?
Внешне они могут быть самыми разными. Но молодость всегда (особенно когда она посвящает себя общему делу, а театр - это общее дело) несет в себе что-то прекрасное. Хотя средства массовой информации и делают все возможное для того, чтобы развратить молодых людей и превратить в существа биологические - несмотря на это вырастают и умные и чуткие люди.
На этом фестивале у нас впервые работало Независимое Юношеское жюри, которое координировали наш директор, заслуженный деятель искусств Тамара Сергеевна Баснина и заслуженная артистка России Валерия Полякова. Они были поражены, как точны оценочные критерии этих молодых людей.
Педагоги, режиссеры, которые занимаются с этими детьми - это подвижники. Они работают бескорыстно. Я опять говорю о любительском движении - это подвиг. А все хорошее делается подвигом. И именно они, эти педагоги, передают детям культуру театрального и даже этического мышления.
Почему мы пытаемся что-то делать, почему мы проводим этот фестиваль? Положение нашей нации, народа, этноса - как хотите назовите нашу общность российскую -очень тяжелое. Есть такая пословица - здоровье входит золотниками, а выходит пудами. И вот сейчас здоровье вышло пудами. И завоевывать его мы можем только долгим подвижническим трудом , и прежде всего трудом по самосозиданию, преобразованию самого себя, изменению образа жизни. Самое трудное на свете - это изменить себя. Слава Богу, искусство здесь имеет большие возможности, и наш фестиваль - участник этого процесса. Любительское движение - это великая формирующая в нравственном отношении сила.
Отрадно было видеть, что для молодых людей важны такие события нашей истории, как Великая Отечественная война, что они хотят как-то высказаться на эту тему, как-то участвовать в этом.
Недаром Гран При у нас получил спектакль "Завтра была война" по повести Бориса Васильева. Лауреатом стал и "военный" спектакль "Потомок" по пьесе В. Жеребцова. Действительно, обращение к истории является глубинной потребностью молодежи, да и вообще любого человека. Это очень дорогие для нас и для фестиваля спектакли. Думаю, что они в наибольшей степени соответствуют установкам нашего фестиваля, девиз которого "Береги честь смолоду" - эта проблема звучит и в том и в другом спектакле. Причем в них ничего не декларируется, а попадает прямо в сердце - и зал плачет.
На этих двух спектаклях возникли моменты удивительные, прекрасные - те, которые может дать только истинный театр.
Мне очень понравилась исполнительница роли Искры, Алена Осипова. В ней самой есть то, что подделать невозможно. Для меня актер тогда актер, когда за одаренностью стоит личность - не просто интересная, но глубокая и нравственная. Я был искренне восхищен ее работой, она меня даже потрясла.
Ну что же, будем ждать нового фестиваля и новых впечатлений.