Идея фестиваля школьных театров «Русская драма» родилась из той внутренней позиции, которую занимает Московский театр русской драмы «Камерная сцена» в современном театральном процессе.
Сущность этой позиции состоит в том, что наш театр осознаёт необходимость противопоставить натиску массовой культуры с её пошлостью, пустотой, насаждением махрового эгоизма, агрессивности и морального растления те высокие духовно-нравственные ценности, которые имеет в себе русская национальная культура. Чем сильнее влияние на народ массовой культуры, тем неотвратимей тенденции потери народом своей идентичности и исчезновения с исторической арены (что уже произошло со многими народами). Однако наш народ является великим не только потому, что он велик числом, но и потому прежде всего, что у него великая культура и великая литература, которую Томас Манн называл святой.
И.А. Ильин считал неотъемлемыми качествами русской культуры сердечность и совестливость. В них с наибольшей силой воплощается заповедь о любви к Богу и ближнему. Эти свойства консолидируют и соединяют людей не только в государственную или этническую общность, но и в общность духовную. А где дух, там и жизнь. Верность этим традициям нашей национальной культуры - должна быть обязательной основой культуры современной, что не исключает, а предполагает новаторство в творческом процессе.
Я глубоко убеждён в том, что наше внимание должно быть сосредоточено на подрастающем поколении и на его воспитателях. Вот почему, десять лет назад я пришёл в Министерство образования России, к начальнику Управления воспитания и дополнительного образования детей Алексею Константиновичу Бруднову и высказал ему свои идеи, предложив проводить фестиваль «Русская драма» (критерий отбора – национальная литература, лежащая в основе спектаклей), на профессиональной площадке – на сцене нашего театра, с участием видных представителей искусства. Бруднов горячо поддерживал эту идею, за что я ему глубоко признателен, и светлую память о нём сохраню до конца своих дней. Он тут же познакомил меня с директором Всероссийского экспериментального центра «Школьный театр» Татьяной Николаевной Прусаковой. Сказав буквально несколько слов, мы с ней обоюдно поняли, что мы единомышленники, и это надолго.
Огромный опыт работы и энтузиазм организатора всероссийского школьного театра соединился с опытом и энтузиазмом профессионалов (актёров, режиссеров, сценографов, драматургов, театроведов). Фестиваль воплотил в себе союз молодости и мудрости и оказался на редкость продуктивным, крепким и радостным. Родилось и название: «ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ (от ВЭЦ «Школьный театр») «РУССКАЯ ДРАМА» (от театра русской драмы «Камерная сцена»).
Был избран девиз фестиваля (у А.С. Пушкина он является эпиграфом к «Капитанской дочке»): «Береги честь смолоду!».
У Т.Н. Прусаковой была группа сотрудников-профессионалов, но, главное, людей, объёдинённых общими идейно-эстетическими принципами. Все эти десять лет вместе с нами режиссёр и постоянный член жюри фестиваля Владимир Васильевич Голкин, журналист и пресс-секретарь фестиваля Алина Дмитриевна Литвинцева, члены Оргкомитета фестиваля по подготовке и проведению Галина Васильевна Никитина, Надежда Павловна Громова, Ирина Николаевна Бурцева, Евгения Ивановна Гуляева. Эти люди, прекрасно знающие не только школьный театр, но и театр в целом, стали не просто организационным ядром фестиваля, но и какой-то особенной родственной частью Московского театра русской драмы «Камерная сцена».
В течение всех этих лет генеральный директор Международного детского центра Федерального агентства по образованию Александр Михайлович Исаханов был нашим соратником и гостеприимным хозяином центра, где не только создал прекрасные условия для проживания иногородних участников фестиваля, но и являлся организатором культурных программ, театральных гостиных и встреч с известными деятелями искусства.
Все эти годы в оргкомитет фестиваля входила директор, режиссёр, актриса нашего театра, заслуженный деятель искусств России Тамара Сергеевна Баснина. Она всегда успешно решала административные проблемы, и активно работала как член жюри фестиваля. В разные годы неоднократно принимали участие в работе фестиваля народные артисты СССР и России Юрий Иванович Каюров, Зинаида Михайловна Кириенко, Екатерина Сергеевна Васильевна, Николай Петрович Бурляев, Лилия Михайловна Толмачева, заслуженный деятель искусств России Александр Павлович Кулыгин, заслуженные артисты России Алексей Васильевич Локтев, Валерия Геннадьевна Полякова, Геннадий Михайлович Печников и другие.
В жюри фестиваля работали известные театральные критики и литераторы Наталья Давидовна Старосельская, Ольга Троадиевна Игнатюк, Капитолина Антоновна Кокшенёва, Людмила Михайловна Некрасова, Римма Викентьевна Кошурникова и другие. В состав жюри каждый год входили представители Русской Православной Церкви – протоиереи Михаил Ходанов и Александр Ильященко, профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев, и другие
Учредителями фестиваля стали Министерством образования РФ, Федеральное агентство по образованию, Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Союз театральных деятелей России, Московская Патриархия Русской Православной Церкви, Московский театр русской драмы «Камерная сцена», ВЭЦ «Школьный театр», Международный детский центр.
Постоянную заботу и поддержку фестивалю мы ощущали со стороны начальника отдела Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ Наталии Ивановны Кучер, а от Департамента культуры города Москвы – со стороны его руководителя Сергея Ильича Худякова.
Активно поддерживали деятельность фестиваля Федерация мира и согласия, Центр национальной славы, Фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного, Управа Таганского района Москвы, Центр русской традиционной культуры «Связь Времен» им. С.А. Рачинского, Международная общественная организация «Культура. Образование. Досуг».
На определённом этапе становления фестиваля Почётными его попечителями стали Людмила Александровна Путина, первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова, руководитель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр.
Информационную поддержку фестивалю оказывали телеканалы «Культура», «Неофит Данилова монастыря», радиостанции «Народное радио», «Культура», «Голос России», «Говорит Москва», газеты «Культура», «Учительская газета», «Московская правда», «Независимая газета», «Семейная православная газета», «Русский вестник», «Пионерская правда», журналы «Фома», «Москва», «Нескучный сад», «Воспитание школьников», «Встреча», «Внешкольник», «Современная драматургия», «Театральная жизнь» и другие.
Особенностью фестиваля является то, что в его недрах и рядом с ним работает Всероссийская режиссерская лаборатория, на которую приезжают ежегодно 20-30 руководителей театральных коллективов из самых разных регионов России. На лаборатории обсуждаются и решаются актуальные проблемы профессии, ведётся серьёзный разговор на основе просмотренных конкурсных спектаклей о творчестве и воспитании, о постановочных вопросах и идейных устремлениях.
Это общение происходит в принципиальной, но практически всегда доброжелательной атмосфере, и к моменту завершения работы лаборатории возникает удивительное по духу режиссёрское братство.
За годы работы фестиваля «Русская драма» во втором отборочном туре участвовало более 1000 коллективов, а в заключительном туре на сцене нашего театра сыграно более 130 спектаклей. География фестиваля широка – от Карелии до Сахалина. Спектакли очень разные – и по жанру, и по стилю, и по возрастному актёрскому составу, и по качеству. Были спектакли красочные и скупые по форме, очень серьезные - и наивные, экспериментальные - и традиционные, трагедийные - и комедийные, музыкальные - и поэтические…
Представляя перед собой эту яркую картину, поражаюсь вновь и вновь великому качеству человека: быть энтузиастом и художником, быть источником огромной неуспокоенной энергии, направленной к осуществлению красоты и добра в мире. В фестивале участвуют и профессиональные группы, но в подавляющем большинстве участники фестиваля – любители. Руководитель такого коллектива – это особый тип личности. В наш меркантильный век человек обрекает себя на почти нищету, на каторжный труд, на дело, которое берёт человека целиком, на служение тем, о ком сегодня часто забывают, то есть детям и подросткам … Независимо от качества спектаклей, привозимых этими людьми на фестиваль, я не могу не восхищаться ими и низко им кланяюсь.
Со многими руководителями и их коллективами общение продолжается и после фестиваля друзьями и единомышленниками. Такой союз существует с Еленой Александровной Дмитриевой («Благодатное небо», Волгоград), Тамарой Борисовной Хлебниковой (Молодёжный экспериментальный театр «Эхо», Москва), Анатолием Николаевичем Лагуновым («Ковчег», Боровск), засл. арт. УССР Татьяной Николаевной Сезоненко («На Пушкинской», Воронеж), Игорем Васильевичем Черниковым («Старина», Москва) и многими другими.
Деятельность фестиваля не ограничивается показом и просмотром спектаклей. Каждый вечер проходит театральная гостиная, хозяином которой всякий раз является один из коллективов – участников фестиваля. Руководители обмениваются опытом, проводятся мастер-классы. Каждый год во время фестиваля проходят встречи с видными деятелями театра и кино. Культурная программа участников очень насыщена и состоит из ежедневных экскурсий по Москве, историческим местам и культурным памятникам…
Особой формой работы фестиваля является функционирование независимого детского жюри (его кураторы – засл. деят. искусств Тамара Сергеевна Баснина, засл. арт. России Валерия Геннадьевна Полякова). Каждый коллектив выделяет по два представителя в жюри. Мы удивились и даже поразились, насколько точны, глубоки и принципиальны наши дети в своих оценках. Здесь (а не только в спектакле) наглядно проявляется та титаническая работа с детьми, которую ведут режиссёры – педагоги в своих коллективах.
Подготовка и проведение фестиваля в большой степени лежит на коллективе Московского театра русской драмы «Камерная сцена». Административная, финансовая, технологическая и эстетическая функции фестиваля в большой степени реализуются подразделениями и труппой театра: заместителем директора Ольгой Викторовной Васильевой, главным администратором Светланой Викторовной Скрипниченко, завлитом Галиной Александровной Вайгер, звукорежиссёрами Александром Юрьевичем Зарубиным и Анной Юрьевной Власовой, художником по свету Еленой Юрьевной Зеленковой, актёрами Антоном Станиславовичем Пушкаревым, Иваном Сергеевичем Бурдиным, Василием Евгеньевичем Васильевым, Владимиром Валентиновичем Шашмуриным, Сергеем Михайловичем Нестеровым, Александром Владимировичем Шаниным, Павлом Анатольевичем Левицким и многими другими.
Особенностью X фестиваля является факт включения его в Национальную программу «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010гг.)» и Программу «Возрождения Марфо – Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основании». Фестиваль посвящен памяти Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, чьи слова стали эпиграфом фестиваля: «Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».
В процессе деятельности фестиваля стало очевидно, что вопреки разрушительному влиянию массовой культуры, в новом поколении велик запас нравственного здоровья, велика духовная жажда режиссёров и юных артистов. Ориентация на корневые основы русской культуры вызывает их горячий сердечный отклик. Несмотря на ухудшающиеся материальные условия, любительское движение живо. Оно не может умереть, потому что несёт в себе заряд обновляющей и укрепляющей энергии. Очевидно, что государство должно сделать внятные шаги на поддержку любительского искусства: воспитание не может быть бизнесом!
Факт проведения фестиваля на профессиональной сцене с участием видных артистов и других деятелей театра способствует повышению социального статуса любительского движения, но вносит в него качественные коррективы, нацеленные на совершенствование творческого уровня.
Фестиваль очень популярен в России. На него стремятся попасть, с ним хотят быть, с ним хотят созвучать.
А организаторы и устроители фестиваля готовы и в дальнейшем трудиться на избранном ими поприще, ибо это поприще благо.