Программа фестиваля
4 ноября. А. Толстой. «Царь Федор Иоаннович», режиссёры М. Щепенко и Т. Баснина. Московский театр русской драмы «Камерная сцена» под руководством М. Щепенко, г. Москва.
5 ноября. А. Чехов. «Каштанка», режиссёр Е. Пыльская. Театр-студия «Перемена» средней школы №18, г. Соликамск Пермской обл.
А. Слаповский. «От красной крысы до зелёной звезды», режиссер Н. Тарасова. Театр-студия «А-2» Областного центра христианской культуры, г. Архангельск.
6 ноября. А.Пушкин. «Сказка о медведихе», режиссёр А. Иванов. Образцовая театр-cтудия «Дар» Городского дворца творчества детей и юношества, г. Калининград.
М. Салтыков-Щедрин. «Несколько историй из жизни города Глупова», режиссёр Н. Жеребило. Народный театр «Городок» Реабилитационного центра, с. Кулешовка Азовского района Ростовской обл.
7 ноября. «Тили-Тесто», режиссёр Т. Сезоненко. Детский театр «На Пушкинской» Центра развития творчества детей и юношества, г. Воронеж.
Н. Тэффи. «Кто живет под потолком», режиссёр Л. Берендюхина. Детско-юношеский центр «Ведогонь», г. Зеленоград.
8 ноября. Ф. Достоевский. «Люди и судьбы», режиссёр Н. Пантелеева. Театра-студия «Новая Сцена» средней школы №2, г. Переяславль-Залесский Ярославской обл.
А. Блок. «Двенадцать», режиссёры И. Салаева и А. Мацюра. Театральное объединение «Иная возможность» Центра развития творчества детей и юношества, г. Советск Калининградской обл.
9 ноября. С. Маршак. «Кошкин дом», режиссёр В. Бондаренко. Образцово-художественный детский театр «Этюд» средней школы №32, г. Энгельс Саратовской обл. В. Жуковский. «Кот в сапогах», режиссер О. Арифметикова. Театр-студия «Атриум» Дворца творчества детей и юношества, г. Петрозаводск, Республика Карелия.
«Театральное объединение "Иная возможность" из города Советска (бывший Тильзит) Калининградской области отличается от обычных театров. Не случайно и название. Это творческий коллектив, живущий по своим законам, следующий своим традициям. Спектакли - это только часть его деятельности. Хотя благодаря именно художественным постановкам коллектив получил известность в России: золотая медаль на I Дельфийских играх, звание лауреата на Международных и Всероссийских фестивалях.
Ирина Сергеевна Салаева, руководитель объединения, принимает к себе любого подростка, тем более оказавшегося в беде. Семнадцать лет назад Ирина Сергеевна создала театр открытого типа, в котором дети творят на границе жизни и сцены. Её плодотворная подвижнческая деятельность заслуживает особого разговора. Спектакли она ставит, исходя не из собственных идей и художественных предпочтений, а в основном по творческим заявкам самих участников объединения.
...Однажды 16-летние Саша Александрова и Миша Шубин, читая поэму А. Блока "Двенадцать", вдруг подумали о том, что ведь и тогда, в годину страшных испытаний, были не только 12 красногвардейцев - жива была Святая Русь. И постепенно молодые люди стали создавать спектакль, вовлекать в это дорогое для них дело своих товарищей.
При этом, по их мнению, они защищали любимого Блока, возвращали его России как православного поэта. В 2002 г. они показали спектакль у себя в городе, вызвав всеобщее изумление и восхищение. И повезли его дальше - в
Москву, на давно желанный фестиваль "Русская драма"...»
Галина Литвинцева, фестивальная газета «Школьный театр», № 3/2002 г.
«"Двенадцать" по поэме Блока - единственный на фестивале спектакль, о котором можно сказать - это настоящий театр. Он адекватен самому себе. Я быназвала исполнителей актёрами. Спектакль из города Советска ложится в историю реальную и в историю культурную. Это ваша позиция, вы так прочли сегодня Блока. У меня не вызывает сомнений сам факт обращения к Блоку. Ставить можно всё, главное - как это сделано. В центре - образ колеса. Колесо раздавило всех. Вы творчески, культурно оснастили, нашли простое решение.
Спектакль организован, вызывает ассоциации. Это публицистический, декларирующий театр. В спектакле впереди идёт мальчик с иконой. Христос у вас - в том свете, который идёт от свечей. Уровень исполнения высокий. Что касается поэмы Блока и её финала - это разговор особый. Блок вместил в себя и XIX, и XX век. В этом его трагедия».
Евгения Розанова, театральный критик, член жюри
«Коллектив вызывает симпатию. Профессионализм, пластическое решение - всё сделано. Попытка прочитать "Двенадцать" с точки зрения Православия несостоятельна. Это насилие над поэмой. У вас в спектакле монахиня сидит и как бы комментирует происходящее. Это не соответствует поэме. Плакатность идёт в разрез с Блоковской поэтикой. Литургические тексты не должны звучать со сцены. Мы клянёмся Православием, у нас сегодня "Православие без берегов". Блок более камерный. Это не Пушкин. Поэма Блока гениальна, но это демонизм, ересь. А вы из Блока сделали слащавую картинку, свечи - это благочестивая слащавость. Свечи стали уже символом. Это назойливо. Не надо было брать эту поэму. У Блока в финале - антихрист. А у вас - Христос. Это трагическая ошибка. Вы профессионально состоятельны. Просчёт - в выборе репертуара».
Михаил Дунаев, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук, член жюри
«А теперь о Маше Ткачёвой. Маша - это событие фестиваля. Она ходила в садик с эстетическим уклоном, потом попала в театр-студию "Дар" городского дворца творчества детей и юношества (г. Калининград) к Александру Дмитриевичу Иванову и Татьяне Григорьевне Зайцевой. Александр Дмитриевич - профессиональный театральный художник, а Татьяна Григорьевна - профессиональная актриса. Ушли они из театра и стали работать с детьми. На фестиваль они привезли моноспектакль
по"Сказке о Медведихе" Пушкина. Моноспектакль в детском театре - редкость. В течение двадцати минут Маша держала зал в полной тишине, ей внимали все - и маленькие, и большие».
Дневник фестиваля
«"Сказка о Медведихе" - атмосферный спектакль. Это созвучно воспоминаниям моего детства, когда бабушка рассказывала мне сказки. Сказки страшные, разбойничьи. Спектакль хорошо выстроен, работают символы: зерно, свеча, клубок, спицы. Поразил меня плач Медведихи в русском стиле. Незаконченная сказка Пушкина превращается в законченную. Мы сегодня оторваны от традиционной русской культуры. Иногда Маша играет неточно. А может быть, и не надо точно?..»
Из выступления Игоря Черникова, руководителя театра«Старина» (г. Москва) на творческой лаборатории режиссёров
«Фестиваль в Московском театре русской драмы, все его мероприятия, включая театральную гостиную, которая проходила в Ясенево, отличает особая атмосфера, которая создаётся между руководителями театров и самими актёрами. Всё очень по-домашнему хорошо. Наши надежды оправдались. Мы рассчитывали на понимание, хотели услышать мнение о нашем спектакле, увидеть другие коллективы, обрести новых друзей по ремеслу. Всё это получилось. Мне особенно нравится, что проходит творческая лаборатория, на которую все собираются для обсуждения спектаклей и идёт серьёзный, очень искренний разговор о театре и его возможностях, о театре и жизни».
Надежда Жеребило, режиссёр театра «Городок», фестивальная газета «Школьный театр», № 4/2002 г.