Информационные партнеры Фестиваля:





















































 

«Без памяти прошлого не живёт-растекается любой народ» - эта реплика из постановки «Небылица, быль да небывальщина» стала эпиграфом к четвёртому дню фестиваля, красной нитью проходя по каждому их трёх спектаклей - таких разных, таких живых, таких искренних. О русских традициях и корнях, о национальной памяти и самобытности - таким получился сегодняшний театральный день.

 


Инсценировка Л. Осадчей
по произведениям русской эпической поэзии
«Небылица, быль да небывальщина»
Театр «Живое слово»

МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
г. Краснодар, рук.почётный работник общего образования РФ
Людмила  Владимировна Осадчая

Сначала высказались участники Режиссёрской лаборатории:

«Огромное спасибо за спектакль! Прекрасная сценография, стилистика!  Возникает атмосфера, цветовое решение безупречно. Рождаются самые поэтичные ассоциации: цвета земли и неба! Чудесный ансамбль, сложное перестроение мизансцен. Всё с юмором и в тоже время лирично, глубоко».

«Для меня только выбивалась девочка-жизнь, она была как-то вне контекста. Об неё разбивается ваша стилистика».

Научный сотрудник Лаборатории театра института художественного образования РАО, режиссёр Владимир Васильевич Голкин:

 - Следишь за спектаклем скрупулёзно, заинтересованно, видна продуманность в каждой, даже самой маленькой детали. Единственное, над чем я задумался, - некаяотстраненность, которая есть между актёрами и залом. Сразу возник вопрос о жанре - это эпическая история.  Как играть эпику?  Нельзя играть по бытовому, в романтическом ключе, а как же ее играть? Это мои размышления, и  я не знаю, как ответить на эти вопросы?  Каким должен быть дурень, чтобы мы смеялись над каждым его поворотомголовы, над каждой его чудинкой? Хочется разомкнуть ваш круг, в котором находятся персонажи, и включить в вашу игру зал. Может, это только у меня возникло такое чувство отстранённости? Но в любом случае, спасибо за отличную работу! Это истинное удовольствие!

Заслуженный артист РФ Владимир Николаевич Демидов:

 - Спасибо, низкий поклон. Некоторые слова врезаются в душу: «Зло приходит, когда сердце пустое!». Что ещё скажешь? Единственное, что не надо делать, - двойной финал.

Критик, старший научный сотрудник Отдела театра Государственного института искусствознания Елена Ивановна Стрельцова:

 - Повторю простую истину: фестиваль удался, если есть хотя бы один удачный спектакль. Мы увидели сегодня замечательный спектакль. Спектакль-ретро. Для меня это сравнимо с фильмом Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Это попытка оглянуться и не осовременить прошлое и втянуть в это зрителя, а наоборот. Это попытка заставить зрителя заглянуть внутрь себя, в  душук себе. И здесь девочка-жизнь - это загадка, тайна. Очень органична, красива, её можно трактовать как угодно: жизнь, душа народа.Это  хороший ход для этого спектакля. Правда, история с полонянкой сыграна в реалистическом ключе, с паузами, медленным действием. Когда на сцене есть подлинные натуральные веретена, прялки, скамейки, такое прикосновение к подлинникам уже прекрасно. А какая у вас культура костюма, культура речи, как они говорят у вас эти слова, забытые, как они у вас прекрасно двигаются! Но самое  главное, что есть в этом спектакле - внутренние духовные сюжеты, Вера, Надежда, Любовь.  Как выстроена линия с семьёй, тема Фомы и Ерёмы, Дурня - во всём есть азарт жизни! Другой сюжет: обманутая девушка плачет, и как убедительно у вас это сделано. Потом мужские сцены - замечательные мальчишки. Где мужская сила в современном мире? Здесь она очень хорошо представлена. В другом ключе показано, как молодец расправляется с татарами. Для меня здесь появляется тема веры, отстаивания веры. Здесь очень много не только внешних сюжетов, но и глубоких, внутренних духовных тем. Исключительный и мощный финал!Постепенно нарастающаяголосовая мощь народа - в открытом звуке, в энергии. Замечательно сделано! Спасибо!

Заместитель председателя синодального Отдела Московского патриархата по делам молодёжи иеромонах Серафим (Петровский):

 - Яркая работа. Здесь есть многовековая мудрость, которая прекрасно исполнена детьми. Нам вчера поцарапали душу спектаклем «Белое на чёрном», а сегодня полили елеем. Увидел ваш спектакль и успокоился. Есть спектакли, которые радуют, заставляют забыть человека о невзгодах и в тоже время не забывать о важном, серьёзном в жизни. Ведь речь идёт об этом. Прекрасно, что вы возвращаете в нашу жизнь народную нравственность. Есть деликатность во всём, необыкновенная любовь к слову. Замечательные ребята! Спасибо большое!

Детский писатель и драматург Римма ВикентьевнаКошурникова:

 - Спасибоза приобщение современных детей к живому слову. Поистине, ваши ребята чувствуют каждое слово. Спасибо!

Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН Михаил Григорьевич Щепенко:

 - Ощутима мощная, умелая режиссёрская рука. Вот это и удивительно, потому что режиссёр - это профессия штучная. Он должен обладать слишком многими умениями: быть и художником, и музыкантом, и организатором, и режиссёром.. слишком много и, и, и... Здесь мы видим такое явление в высоком качестве. Я и удивлялся, и поражался звуковому ряду и красоте, не «красивости», а красоте цветовой палитры. Редко увидишь такую изысканность на сцене. Вы большой мастер, дай Бог вам сил!

 


А. Островский

«Снегурочка»

Театральная студия «Синяя птица», МАОУ ДОД ДТДМ г. Норильск, Красноярский край, рук.Надежда Николаевна Сысоева

В антракте члены детского жюри оживлённо обсуждают увиденное:

«Начинаешь смотреть - интересно! А потом понимаешь, что никто из героев не меняется - ни Лель, ни Снегурочка, и интерес пропадает. Только Бобыль шикарный! Снегурочка замечательная, но образа почему-то нет. Было ощущение, что герои не взаимодействуют друг с другом. Очень ждали, что произойдёт что-нибудь в конце, такая сказочная  кульминация. А ничего не случилось, как-то всё раз - и конец!».

Заместитель председателя синодального Отдела Московского патриархата по делам молодёжи иеромонах Серафим (Петровский):

- Этот спектакль можно показывать, но есть такие элементы, которые нужно обязательно переделать. Это ведь не комедия.  В пьесе есть юмористические моменты, и их прекрасно воплощает Бобыль, Бобёр. Но когда зал смеётся над какими-то трагическими моментами, например, когда Снегурочка тает, в этой  сцене раскрывается смысл драмы, здесь должна быть звенящая тишина. А если возникает смех, то надо задуматься. Спектакль распадался по стилю. Часть ваших ребят играли классику, как Снегурочка и Мизгирь, а Дед Мороз совсем не классический, такой Дед Мороз-акробат. Иногда появлялось ощущение, что ребята сами смеются над теми ролями, которые играют. Сложная пьеса, и спектакль требует доработки.

Критик, старший научный сотрудник Отдела театра Государственного института искусствознания Елена Ивановна Стрельцова:

- Спасибо за замечательную программку. Прекрасно, что  взяли портрет Островского. У вас в спектакле много любопытных придумок, но это всё не доведено до единого целого. Прекрасная пара Бобыль и Бобылиха. Но есть и совершенно недопустимые вещи, которые сваливают всё в фарс. Начиная с париков, заканчивая немного нелепыми костюмами. Недопустимы такие фонограммы, Весну всё время загораживают  деревья. Что происходит с главными героинями, с красивыми девушками, одарёнными. Что у них с голосами? Необходимо ставить, работать над этим. А напоследок хотелось бы вашему театру пожелать благословенных успехов!

Заслуженный артист РФ Владимир Николаевич Демидов:

- У вас уникальные дети, с ними, конечно, надо поработать. Спасибо за Бобыля! Ждал его выхода.

Научный сотрудник Лаборатории театра института художественного образования РАО, режиссёр Владимир Васильевич Голкин:

 - Я первый раз увидел спектакль, где целиком охвачена вся пьеса. Понятно, что с сокращениями, но вы попытались сломать красивость предыдущих постановок. Ведь в основном режиссёры увлекаются именно красивостью сказки, когда красота слова Островского перетекает в красивость действия. Здесь  у режиссёра поиск жёсткого сценического действия. Ребята были адекватны тому текста, который говорили.

Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН Михаил Григорьевич Щепенко:

- В некотором роде постановка такой пьесы - это авантюра, и здесь «безумству храбрых поём мы песню». Материал  сверх сложен! Текст стихотворный - это сложная задача, нужно читать стихи и при этом высказывать мысль, подтексты и прочее. Здесь, к сожалению, эта сторона отсутствует. Спектакль для меня начался с появления Бобыля. Острый конфликт между Морозом и Весной не получился. Просто доклад текста, что между ними происходит - невозможно понять. Бобыль - одарённый актер! Сцена, как он собирал деньги: каждую монетку рассмотрит, по-разному возьмёт, видно, что ему самому это интересно, прекрасная органика. Но всем вашим актёрам не хватает сдержанности, все выжимают чувство. Девушки неубедительны именно потому, что играют надрыв. Нельзя счастье играть счастьем, несчастье - несчастьем. Это закон К. С. Станиславского. Он вроде бы и простой: играя злого, ищи где он добрый, и наоборот.

 

 


По повести А. Приставкина

«Солдат и мальчик»

Театр-студия «СБВ» («Стая Белых Воронят»), ГБОУ СОШ № 1043

г. Москва, рук. Елена Анатольевна Смирнова

Участники Режиссёрской лаборатории долго не могли сойтись во мнениях:

«Такого мальчика, как у вас, никогда не видела. Он мыслит, не просто пробалтывает текст. Ему веришь, покоряет с первых слов, просто готовый актёр. Мне понравилось, что решено почти всё на детях. Детский ансамбль существует. А когда возникают взрослые, ансамбля между ними не получается, не хватает взаимоотношений, пристроек друг к другу. Понравилось режиссёрское решение, последняя точка».

«Смерть ребенка на сцене - очень трогает, органично. Мальчик потрясающий, как будто из войны вышел. Вообще все мальчики очень понравились».

«Смерть девочки категорически нельзя показывать на сцене. Мальчик органичен, его интонация, внутренняя нота соответствует теме, окрашивает спектакль. Солдат очень суетливый, нервный непонятно из-за чего. И, конечно же, он должен быть молодым парнем. Многие детали не из того времени: современные сапоги, ненастоящее ружьё, форма солдатская. Но, как ни странно, вы окунули зрителя в военное время, и за это спасибо вам большое!»

«Очень правильно, что о войне, что именно такой материал взяли. Но  вспоминаются слова Хемингуэя  о принципе айсберга: когда делаешь  глубокие напряжённые вещи, то большая часть айсберга под водой и совсем чуть-чуть над водой, чтобы нас ударило на миг вечностью. И не важна смерть на сцене, ружья - современные или нет. Нужен какой-то ход, образ, решение спектакля... Мне не хватило внутреннего объёма, горести великой, которая накрыла бы в конце. Но всё равно, спасибо вам большое».

Критик, старший научный сотрудник Отдела театра Государственного института искусствознания Елена Ивановна Стрельцова:

- Заявлена замечательная тема - солдат и мальчик, судьба человека в сущности. Но здесь же ещё сыграно и преступление, судьба бездомных детей, судьба женщин. Тут так много всего заявлено, может, и не надо так много? Ребята у вас очень хороши. Сейчас пока получается плакат, чересчур пафосно. И дело не только в ружье и сапогах. Вы ведь хотите показать спектакль психологической правды, а ложь возникает уже от того, как лежит солдат. То есть рисунка роли у взрослых актёров нет. Вы грузите, грузите разными темами, и спектакль не выдерживает нагрузки. Показ смерти на сцене - с этим нельзя играть. Нельзя таких тяжёлых и грубых штрихов, как выход героя на авансцену с умершей девочкой. Это вызывает обратную реакцию - не сострадание, а отторжение. Если вам эта тема дорога, то нужно все чистить, выверять. Сперванадо решить, что вы хотите этим спектаклем сказать и дать зрителю. Спасибо за ваших мальчиков, они талантливы, органичны.

Заслуженный артист РФ Владимир Николаевич Демидов:

- Главное - нет взаимодействия между взрослыми и детьми. Мальчик порадовал, конечно, но всё как-то приблизительно для меня в этом спектакле.

Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН Михаил Григорьевич Щепенко:

 - Тема сверхактуальна. И тема «Ребёнок на войне» - это мощный воспитательный момент, когда всё передёргивается, история выбивается из умов и сердец молодого поколения. Уничтожение прошлого - это уничтожение будущего, так что честь вам и хвала, что вы берётесь за такой материал. Но хочется гораздо большей точности, есть небрежность в деталях, казалось бы, это малость - а нет. ЕщёК. С. Станиславский говорил: «Будете правдивы в малом, тогда будет возможность стать правдивым и в большом». Вот у мальчиков я сколько-то ощущал второй план.

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля
 

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2018 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика