Пошёл ли впрок «Урок дочкам»?
Спектаклем «Урок дочкам» детского театра «Дебют» завершился третий фестивальный день. В основе постановки – одноименный водевиль Ивана Андреевича Крылова.
«Урок дочкам» - полуторачасовая постановка режиссера Ольги Анатольевны Бураковой. Эпиграфом к спектаклю были выбраны слова Валерия Гергиева, худрука Мариинского театра: «...И пора уже спросить самих себя: а что мы сделали для того, чтобы излечить культурную нищету? Чтобы наши дети смогли получить национальный культурный код».
Позволим себе предположить, что в них отразилась та мысль, которую режиссер хотела донести до зрителей. «Нам понравилось то, что представил Крылов в пьесе, -поделилась Ольга Анатольевна после представления. - Автор призывает нас помнить, что мы русские, что у нас есть свои корни, что мы имеем свой особенный взгляд на жизнь. Ни в коем случае нельзя терять национальное достоинство. Мы должны нести его дальше и передавать потомкам». В этой связи следует вспомнить слова героя пьесы Велькарова, обращающегося к дочерям: «Но русскому с русским, кажется, всего приличнее говорить отечественным языком, которого благодаря истинному просвещению зачинают переставать стыдиться».
Все действие комедии «Урок дочкам» построено на столкновении двух мировоззренческих систем, выраженных в поступках и словах персонажей — дворянина Велькарова (Роман Кулемин) и его дочерей, Феклы (Анна Агулова) и Лукерьи (Полина Белобрагина). Режиссер вслед за Крыловым задает комическую ситуацию тем, что помещает сестер, воспитанных на французский манер в городе, в условия провинциальной помещичьей старины, где главным хранителем национальных традиций выступает няня Василиса, приставленная к ним, чтобы следить за тем, как и на каком языке они общаются. На протяжении всей постановки няня призывает сестер «говорить по-русски».
Режиссер не привносит в постановку ничего радикально нового, и на протяжении почти полутора часов бережно и скрупулезно воспроизводит пьесу Крылова. «Урок дочкам» изначально увлекателен и остросюжетен, а в декорациях спектакля отражается атмосфера начала девятнадцатого века (старинные стулья и стол, антикварный буфет, ваза). Трудно оторвать глаз от впечатляющего актерского состава, в котором все по-своему хороши.
Мария Пель, ТС