Информационные партнеры Фестиваля:



 




































































Статья из журнала "Человек. Культура. Город" - январь 2011

В помещении театра «Камерная сцена» состоялся XII Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма».

Читателям нашего журнала уже знакомы организационные основы этого фестиваля. Они не изменились, поэтому здесь лишь коротко обо­значим основные сведения. Учре­дители - Правительство Москвы, Московский театр русской драмы «Камерная сцена» и другие органи­зации России и Москвы, связанные с культурой и образованием, а также Русская Православная Церковь. В жюри вошли режиссёры, актёры, театроведы, священники. Задача фе­стиваля - утверждение через твор­чество высших духовно-нравствен­ных идеалов.

В Москву прибыли 12 лучших спек­таклей, отобранных из сотни просмот­ренных по видеокассетам, присланным из разных городов России, и около 200 исполнителей преимущественно старшего школьного возраста - по­сланцев различных театральных сту­дий при школах, лицеях, центрах дет­ского творчества, производственных организациях.

Для приехавших молодых актёров пять дней фестиваля стали временем не только творческих волнений, но и ярких впечатлений от знакомства с городом, друг с другом, встреч с ак­тёрами - народными артистами России 3. М. Кириенко, М. А. Ножкиным, заслуженным деятелем искусств России М. Г. Щепенко. Гости жили в по­мещении Международного детского центра, где были созданы все условия для отдыха и общения.

Пробежимся вкратце по спектаклям фестиваля, обозначив их темы и ху­дожественные особенности.

Фестиваль был проведён в честь (55-летия Великой Победы, и поэтому, естественно, значительная часть ра­бот была посвящена этой теме). В её раскрытии заметен переход от бы­товавшего ранее непосредственного изображения боевых событий к их осмыслению через взгляды наших современников, судьбы людей, ныне живущих, но опалённых войной. В средствах изображения возрастает роль притчей, метафор, поэтических образов. Именно такой подход поз­воляет нынешнему поколению прийти к более глубокому осмыслению тра­гедии войны.

Эта задача была поставлена перед спектаклем «Что такое война» (А. Бо­рисов, Якутск). По сюжету пьесы для ответа на поставленный вопрос мо­лодёжный театральный коллектив проигрывает военные эпизоды, чере­дуя их со стихами о войне. Они про­читываются так проникновенно, страстно и естественно (А. Крымов и др.) что становятся ударными эмо­циональными центрами спектакля, и через них зрительный зал ощущает подлинное дыхание войны. К сожа­лению, спектакль не избежал режис­сёрских погрешностей, что помешало ему получить высокую оценку жюри.

В спектакле «Марьино поле» (О. Богаева, г. Остров, Псковская область) трагедия войны раскрывается через притчу о трёх женщинах, до сих пор не забывающих своих любимых, не пришедших с фронта, и верящих в их чудесное возвращение. Здесь глу­бокая неизбывная человеческая боль, над которой время не властно. Моло­дые исполнительницы сумели пре­одолеть свой возраст, найти свое­образные черты характеров у своих героинь, достичь стилевой целостности спектакля, за что он и получил звание: лауреата фестиваля. Все три актрисы (В. Бородинская, О. Морозова, Е. Анд­реева) были отмечены в номинации «За лучшее актёрское трио».

Аналогичная тема прозвучала в спек­такле «Семь Мисок, семь ложек» (пьеса Н. Семёновой, Астрахань). Здесь ге­роиня в наши дни продолжает накры­вать на стол для своих не вернувшихся с войны родных. Спектакль был от­мечен в номинации «За сценический поиск образа русской женщины».

Одной из лучших работ, связанных с военной темой, явился спектакль «Далёкие зимние вечера» о жизни деревенской семьи в глубоком тылу (инсценировка по рассказам В. Шук­шина, г. Руза, Московская область).

Со сцены веет теплом сельской избы и простых, а потому глубоких чело­веческих отношений. Основные ис­полнители - мать (Н. Ермакова), сын Ванька (К. Сергачёв), дочь Галя (К. Шнайдер) - предельно искренни, обаятельны, точны в своём сценичес­ком поведении. Это актёрское трио жюри справедливо отметило специ­альной номинацией «За создание ат­мосферы семьи». Замечательным, очень смешным было исполнение эпи­зодической роли деда (А. Яблоков). На сцене небольшой мальчик в зимней одежде старика, в очках, но без грима. Слова, произносимые им (вроде «Пой­ду к своей бабе»), движения совсем не вяжутся с видимым реальным воз­растом исполнителя, и это вызывает гомерический смех в зале. Однако актёр выдерживает серьёзный тон и в результате награждается номина­цией «За лучшее исполнение роли». Спектакль получил звание лауреата фестиваля.

Другая картина «мирной» жизни в тылу показана в постановке «Далёкие близкие звезды» (Краснодар, инсце­нировка по рассказам А. Приставкина «Трудное детство»), получившей выс­шую награду фестиваля - Гран-при. Детдомовцы, голод. Тревога за воюю­щих отцов. Детство оборвано. Насту­пило время раннего возмужания и ду­ховного становления. На сцене дети помогают друг другу, сочувствуют, проявляют милосердие, готовы на жертвы. Все исполнители предельно правдивы, искренни, и это трогает зрителей.

Обращение к теме войны в перечис­ленных спектаклях показывает, что она по-прежнему волнует молодёжь.

И она её чувствует, способна находить в ней свои краски и с искренним тре­петом воплощать.

Злободневная тема о калечащем душу влиянии денег прозвучала в двух спектаклях - «Последний зво­нок» (Ю. Аверина, Москва) и «Пти­цы» (по пьесе С. Бариновой, Хаба­ровск). По сюжету они близки. Те­атральные коллективы, добившись успеха, получают деньги, с которых и начинаются все неприятности. Спектакль «Последний звонок», как более цельный в художественном отношении, был отмечен номинацией «За лучшую постановку современной пьесы».

Неожиданным и приятным сюрпри­зом оказался спектакль «Варшавская мелодия» (г. Лисаковск, Казахстан), в котором тепло и ярко прозвучала тема любви. Пьеса давно всем знакома по блестящему исполнению великих ак­тёров, но смотрелась с живым инте­ресом. Живая игра исполнительницы роли Гели (Д. Уябаева) дышала морем обаяния. Именно она вела за собой партнёра и весь спектакль. Как акт­риса, так и вся постановка были от­мечены в специальных номинациях.

Психологическую разрядку принёс детский спектакль «Коротышки в сказочном городе» (по книге Н. Носова «Незнайка». Омск). Это отлично кос­тюмированный весёлый спектакль, разыгранный младшими школьни­ками и подростками. На сцене царила атмосфера светлой детской радости и юмора. Всё действие организуют прекрасно двигающиеся, звонкие де­вочки-коротышки (А. Таран и Е. Тевелевич). В центре событий - обая­тельный фантазёр малыш Незнайка (В. Билык) хлопочет маленький тол­стячок Пончик (Д. Драир), неподра­жаемо грациозна Кнопочка (А. Горюнова). Все дети составили прекрас­но сыгранный ансамбль. Неслучайно именно этот спектакль был награждён детско-юношеским жюри в номина­ции «Самый солнечный спектакль фестиваля».

А вот детско-юношеский коллектив, приехавший из Астрахани, своим спектаклем «Кошачий Декамерон, или Кто сказал "брысь"?» (В. Зимин) про­явил себя борцом за справедливость. Герои и героини - обычные брошенные кошки, обосновавшиеся на чердаке. Но у каждой из них свой характер, своя судьба, и все они - жертвы че­ловеческой жестокости и несправед­ливости. Постановку отличает особая музыкальность, чёткая динамичная пластика. Она трогает своей человеч­ностью. Все исполнители успешно справились со своими ролями, однако жюри особо выделило Я. Зюрова за роль кота Плутона.

Все спектакли фестиваля школьных театров «Русская драма» так или ина­че говорят о самом главном - о нрав­ственности, любви, милосердии. В од­ной из постановок прозвучал такой призыв: «Наполним наш дом любо­вью». Наверное, именно эти простые, но очень важные слова и определяют сверхзадачу этого форума.

После итогового совещания жюри наступило время торжественного объ­явления результатов фестиваля. Пер­вым свой «приговор» выносит «дет­ско-юношеское жюри» и щедрой рукой раздаёт подарки и присваивает награды в различных номинациях (часто с поэтическими названиями - «До­машний очаг», «Пронзительная нота», «Трогательный дуэт», «Самый сол­нечный спектакль»). Далее за дело принимается взрослое жюри. Его ре­шением один спектакль получает Гран-при, два удостаиваются званий лауреатов, восемь награждаются от­дельными номинациями, три получают дипломы участников. И ещё трина­дцать наград достаются лучшим ис­полнителям. В результате так или иначе все были отмечены наградами и ушли с радостными лицами. Так и должно быть на подобных фестивалях.

В заключение хочется высказать благодарность главному основателю, организатору и художественному ру­ководителю фестиваля, заслуженному деятелю искусств России М. Г. Щепенко. Это воистину подвижнический, бескорыстный труд во имя духовного становления нашего юного поколения. Но фестиваль вообще бы никогда не состоялся без постоянной организа­ционной поддержки и прямого фи­нансирования со стороны Правитель­ства Москвы при личном участии Л. И. Швецовой. Забота о молодых та­лантах, их отбор по всей России - это ли не одно из важнейших дел для нашего города.

Евгений КОНЮШКОВ

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2016 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика