Информационные партнеры Фестиваля:



 




































































МИХАИЛ ЩЕПЕНКО: школьный театр жив!


Газета «Культура» № 38 (7548) 28 сентября 4 окт. 2006г.

В Москве только что завершился восьмой всероссийский фестиваль школьных театров "Русская драма". Его инициатором и постоянным местом проведения является московский театр "Камерная сцена". Фестиваль проходит при поддержке Министерства образования РФ, Правительства Москвы, Всероссийского экспериментального центра "Школьный театр". В нынешнем году в смотре приняли участие 14 коллективов со всей России, от Чукотки до Калининграда. Они были выбраны после широкого предварительного отбора в регионах, в котором участвовало свыше 100 коллективов. Рассказывает председатель жюри фестиваля, художественный руководитель театра "Камерная сцена" Михаил ЩЕПЕНКО.

– Фестиваль был придуман в недрах нашего театра неслучайно. Лично я остро ощущаю так называемую "вестернизацию" нашей культуры, тенденцию к забвению собственного культурного богатства. Тогда как мы имеем собственную великую литературу, которую, например, Томас Манн называл святой. Достоинства ни чьих культур не надо умалять. Но именно русская литература всегда формировала наш народ, создавала его духовную опору. Вот почему 8 лет назад я пошел в Министерство образования с идеей фестиваля именно отечественной драматургии и литературы - и классической, и современной. Там эту идею поддержали. Наш фестиваль состоит не только из просмотра спектаклей, но и творческих лабораторий. Мы проводим очень подробный и серьезный разбор просмотренных работ, подробно беседуем с руководителями коллективов-участников.

– А кто проводит эти лаборатории?

– Мы приглашаем известных артистов, театральных критиков. В нынешнем году у нас задействована актриса Лилия Толмачева, ранее были Алексей Локтев, Юрий Каюров и другие.

– Среди участников - только театры, организованные при школах?

– Нет, у нас бывают и профессиональные коллективы, но в основном, конечно, любительские Не обязательно школьники - бывают и взрослые. Еще один очень серьезный момент - это стремление поддержать именно любительский театр. Вспомним известное изречение: "Профессиональный театр спасают любители". Да ведь и сам Станиславский начинал гениальным любителем. Я глубоко убежден, что любительство - это органичный путь создания театра. На самом деле, если у нас возникает живой театр, то это происходит, как правило, вопреки административной системе. Сейчас, когда деньги стали мерой всех вещей, любительство вообще находится в очень тяжелом состоянии, и наша задача - поддержать подвижников.
Нынешний фестиваль проходит в рамках новой Президентской программы поддержки юных талантов, и это большая честь для нас. Но возникли и неожиданные сложности, связанные со спецификой театрального творчества. Программа предполагает выявление лучших, которые премируются индивидуально. Есть премии по 60 тысяч рублей, по 30 тысяч - суммы для юного человека солидные. По условию - приз вручается одному человеку. Но, согласитесь. Для любительского театра - это просто беда, кость для раздора. Ведь сама идея такого театра - коллективное творчество, воспитание этой таинственной личности - коллективного художника.

– А как вы обычно награждаете победителей?

– Коллективы получают дипломы, грамоты, ценные подарок. Мы организовываем для ребят большую культурную программу. Впрочем, у нас много номинаций: за лучший спектакль, режиссуру, мужскую, женскую роль. Можем отметить сценографию или музыку -- тут мы себя не ограничиваем.

– Есть ли среди участников вашего фестиваля постоянные? И отслеживаете ли вы их дальнейшую судьбу? Кто-то становился профессиональным артистом?

– Многие. Вот и сейчас наши конкурсанты торопятся в Вахтанговский театр - смотреть спектакль с участием своего бывшего студийца.

– Среди участников есть коллектив "Ковчег" при Свято-Пафнутьевом монастыре города Боровска? Как такое возможно - театр и монастырь?

– Это очень хороший коллектив. Он создан при воскресной школе, играют в нем дети. Они не в первый раз участвуют в фестивале. Сейчас церковь вообще иначе смотрит на искусство театра. Знаю это по опыту своего коллектива "Камерная сцена". Мы ведь никогда не декларировали - вот, мы, христианский театр. Мы - театр с определенным мироощущением. Если наши спектакли пробуждают в сердцах импульс добра, сострадания к ближнему - дай Бог. Этим, в конце концов, все классическое все искусство занимается. Но когда лет 10 назад к нам приходили священники, они, даже не видя, что у нас происходит на сцене, выражали свое полное отторжение. Сейчас позиция изменилась. Есть много объединяющих взаимно полезных моментов, церковь настроена на сотрудничество. Наблюдается даже перегиб в другую сторону. Дескать, если творчество - значит уже чуть ли не христианство. Это конечно не так, дело обстоит гораздо сложнее. Но вернемся к Боровскому монастырю. Там есть иеромонах, в качестве наставника опекающий театр при воскресной школе. Боровский коллектив хорошо развивается именно в эстетическом плане. Не устраивает на сцене церковь, не подменяет одно другим. Церковь и культура при всей своей изначальной связи, веками разрывались. Сейчас между ними - пропасть, которую одним махом не перепрыгнешь.

Александра БАБУШКИНА

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2016 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика