Информационные партнеры Фестиваля:



 




































































«Театр, который говорит правду»

Интервью с художественным руководителем Московского театра русской драмы, заслуженным деятелем искусств РФ Михаилом Григорьевичем Щепенко.

Расскажите, пожалуйста, как вы стали актерам, как начали заниматься театром?

— После окончания школы я поступил в пензенское художественное училище. Был очень социально активен. Понимал и был глубоко был задет несоответствием: провозглашаются замечательные идеи, но в жизни они не реализуются. Много вранья в обществе. Поэтому я бросил художественное училище и поступил в университет на юридический. Но творческое начало брало своё: я писал стихи, картины, прозу, я хотел говорить и участвовать в том, что происходило в обществе. И однажды понял: правду можно говорить посредством театрального искусства. Когда свободное слово официально запрещено, я могу очень многое сказать интонацией, жестом, паузой, подтекстом. И я поступил в Щукинское училище на режиссуру. Затем с Тамарой Сергеевной Басниной мы организовали самодеятельную театральную студию. Так или иначе, наши спектакли были проявлением социального протеста. Постепенно я начал понимать скудность атеистического отношения к миру, к искусству, к социальной борьбе. Я понял, что зло существует не потому, что существуют злодеи, а потому что во мне корень зла, я носитель тех качеств, которые помогают в мире существовать злу. Эта установка с предъявлением претензии не социуму, а к себе стала для меня существенным этапом в жизни.

Из сыгранных какая роль запомнилась более остальных?

— Помнятся все роли и любишь все роли, как детей своих, но очень значимая роль для меня - это роль царя Фёдора, потому что это изумительная пьеса, вершина мировой драматургии. Помимо того, что сама личность царя Федора очень интересная, здесь драматургом очень убедительно в художественном отношении воплощен положительный герой. В нашем спектакле он обоснованно трактуется как святой царь на троне. Всегда проблема - создание убедительного положительного героя. В роли царя Федора у нас это получилось.

С какого момента можно говорить о «точке отсчета» Московского театра русской драмы?  

—Мы с Тамарой Сергеевной Басниной в самом начале нашего пути закрепили в уставе (он, кстати, был создан и записан в самые первые дни создания студии) строчку: «Стать театром, нужным обществу». Это было в то время, когда возникновение театра было невозможно категорически. Как самодеятельность - существуйте, а дальше - нет. Мы предъявляли к себе самые серьезные требования. Более того, помнили идею Станиславского о том, что театр существует 10-15 лет, а дальше нужно полное обновление. Театр - очень непростой феномен, но он существует. Мы знали, что он, как живое явление, должен зародиться из зерна и вырасти, разрастись, дать плоды и умереть, ведь органика - это свойство искусства. Когда актер существует кусками, когда нет процесса развития, то истинное искусство исчезает. Мы решили начать свой театр с нуля. Мы хотели в меру наших сил сделать мир лучше. В начале пути на наши спектакли было трудно попасть, играли по 25 спектаклей в месяц, дошли до того, что или закрываться надо, или превращаться в профессиональный театр. И тогда совпало время и место: возникла возможность создать театр нового типа и именно этот момент решил нашу судьбу. Получается, что мы существуем уже больше 40 лет, но каждые 10-15 лет полностью меняется коллектив, возникает новая группа людей, которая готовых быть, жить, творить вместе.

Дайте, пожалуйста, советы начинающим актерам!

— Актер должен быть очень благорасположенным человеком: плохой человек не может играть ни хороших людей на сцене, ни плохих людей, потому что становится неким антиэстетическим элементом. Стремление быть нравственным человеком – вот главный совет тем, кто начинает актерскую карьеру. Конечно, надо растить в себе умение играть всерьез, не шутковать. Быть правдивым - это очень немало. На сцене не так много правдивости, сцена заставляет актера врать. Играть то, что не чувствуешь. Актер поставлен в очень сложное положение - нужно вроде как врать, но при этом быть правдивым. Не только в бытовом плане, а это правда на сцене - особая. Правда, когда все выдумано. Но при этом не изображать, не играть того, что я не имею. Я должен поверить самому себе, и тогда поверят зрители. Тогда произойдет истинный контакт сцены и зала.

Екатерина Улезко, 14 лет.
Школа театрального блогера

Подписывайтесь:

 

Партнеры фестиваля
 

 


Сеть магазинов "Грин мама"



Центр детской дипломатии имени Саманты Смитт
 
Управа Таганского района Москвы
 
 
 

Буклет Фестиваля


© 2008-2018 - Московский всероссийский фестиваль школьных театров
"Русская драма"
109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64,
Московский Театр русской драмы
Телефоны: (495) 915-75-21, 915-58-63, 915-26-06, 915-26-13.
e-mail: rus-drama@mail.ru
 
Яндекс.Метрика